Вы — владелец новенькой машины, у которой сломался дверной замок. Чтобы сэкономить на ремонте, вы обращаетесь к умельцам из гаража. Они устраняют поломку… и тут производитель (к примеру, Ford) удаленно отключает двигатель — ведь вы не воспользовались официальным сервисом. Абсурд? Нет, если заменить машину на iPhone, а Ford — на Apple.
Начиная с 2014 года самый успешный производитель смартфонов в мире без предупреждения отключает iPhone, владельцы которых меняли разбитый экран и кнопку «Домой» (Home) в неавторизованном сервисе. Затронуты были именно «неофициалы» — клиенты фирменных СЦ в схожих ситуациях никаких проблем не испытывали.
Чувствуете «месседж»? Ваш смартфон — ваш до тех пор, пока вы не решили отремонтировать его где-на «на стороне». Если вы пошли на это — мы забираем себе ваш iPhone, покупайте новый.
Apple уверяет, что отключение iPhone, прошедших через «неофициальный» ремонт, продиктовано исключительно заботой о безопасности покупателей. А ошибка «Error 53» — позволяет быть уверенным в том, что никто не получит доступ к сканеру отпечатков пальцев отремонтированного iPhone.
Похожие истории случались и в прошлом. С 2009 года Apple использует в MacBook и (чуть позже) в iPhone проприетарные (т.е. уникальные) винты, чтобы не дать «разным подозрительным личностям» возможность легко раскрутить и изменить их систему. Конечно, через некоторое время мастерские по всему миру нашли способ откручивать и их, но осадочек, как говорится, остался.
Со времён Стива Джобса Apple с параноидальной подозрительностью относится к попыткам что-то сделать с её устройствами — компания не выпускает руководства по сборке / разборке гаджетов для мастеров, не дает запчасти, средства диагностики, ПО. Да что там — даже не принимает заявки на авторизацию от новых сервисных центров!
Конечно, такой подход придумали задолго до Apple. На протяжении десятилетий производители автомобилей и дилеры делали всё, чтобы «похоронить» умельцев из гаража: лишали гарантии, отказывали в поставках запасных частей и диагностике. В результате неавторизованным сервисам приходилось отказывать уже готовым на сделку клиентам, а те лишались ключевых преимуществ рыночной экономики — свободной конкуренции, возможности получить услугу сравнимого качества по более низкой цене и более удобным способом (ведь официальный СЦ есть не в каждом доме).
Борьба с «официалами» была тяжелой и заняла много времени даже в США. В 2000 году под угрозой введения т.н. «права на ремонт» автопроизводители, дилеры и сервисные компании Америки создали союз, в рамках которого предлагалось делиться информацией о ремонте современных высокотехнологичных машин. Но членство в нём было добровольным, и никто не изъявил большого желания поделиться по-настоящему ценными для ремонтников «со стороны» сведениями.
В 2012 году штат Массачусетс официально обязал производителей передавать неавторизованными сервисным центрам ту же информацию и инструменты, что и своим партнерам. Опасаясь, что другие штаты последуют примеру Массачусетса, автопроизводители согласились ввести эти правила добровольно с 2018 года. В результате официальные сервисные центры будут на равных конкурировать с неофициальными — что, конечно же, порадует местных потребителей.
В мире потребительской электроники и смартфонов в частности подобных инициатив нет и близко — но агрессивное поведение Apple в состоянии изменить эту ситуацию. Несколько штатов в США уже думают о том, чтобы обязать IT-компании предоставлять сторонним организациям необходимые для качественного ремонта данные и инструменты по рыночным ценам.
Конечно, Apple может взять на себя эту инициативу и дать ремонтникам всё необходимое, договориться с конкурентами о союзе, в рамках которого можно было бы обмениваться информацией, даже ввести сертификационный стандарт для сторонних мастерских, чтобы быть уверенной в качестве ремонта. Да, такой «доброты» в ДНК компании нет — но так Apple могла бы повысить свой авторитет в глазах общественности (которая уже покупает не так много iPhone, как хотелось бы Тиму Куку), успокоить наиболее рьяных законодателей (которые могут принять и куда более жесткий акт) и избавить себя от множества судебных исков (которые уже начали подавать). Ведь добровольное раскаяние, как известно, облегчает участь виновного.