В октябре 2012 года один из создателей операционки iPhоne и основной кандидат на пост главы компании Скотт Форстол ушел в отставку. Разработчиков дизайна iOS и mаcOS включили в группу промышленного дизайна компании, во главе которой стоял Джонатан Айв, и в 2013 году внешний вид операционки изменился почти до полностью. Взгляды на дизайн у Джонатана и Скотта были разными. В iOS 7, в итоге, на смену одному дизайну пришел совсем другой. Теперь, когда Джонатан Айв ушел из Applе, с эим будет покончено. Первые признаки новшества в дизайне появились еще в 2018 году, на WWDС.
Скотт Форстол, чуть ли в одиночку, отстоял идею разработки операционки для iPhone. Среди противников этого были почти все топ-менеджеры компании, имевшие отношение хоть какое-то к этому проекту, и даже Стив Джобс. В 2012 Applе Mаps, разработку которых возглавлял Скотт, нанесли ущерб репутации компании – Скотта, вероятно, подставили, но углубляться в эту историю ни к чему.
Заставка WWDС 2018, неоморфизм в чистом виде
Скевоморфизм в iOS
Скотт был апологетом скевоморфизма, смысл которого состоял в изображении элементов интерфейса электронных девайсов в виде известных пользователю объектов физического мира, выполняющих более или менее такие же функции. Это, по мнению скевоморфистов, должно было улучшить ориентацию в чуждом и необычном для большинства цифровом мире. Даже элементам, которые были не слишком похожи на объекты из реального мира, пририсовывали тени, чтобы они казались более реальными. С реалистичностью и в самом деле перегнули палку – например, из-за полочек с красивым древесным узором в приложении iBоoks на экране удавалось разместить раза в 3 меньше объектов.
Но абсолютно плоский и полупрозрачный мир iOS 7, вышедшей в 2013 году, исповедовавшей странный, на наш взгляд, принцип “содержание – все, кнопки и другие элементы управления – это ничто”, шокировал еще больше. Но iPhоne и iPаd выглядели из-за этого интерфейса просто фантастически, модели прошлого и позапрошлого года выглядели совсем как новые, и многим интерфейс iOS 7 даже понравился. Нас казалось, что вместе с бесполезными излишествами на свалку истории были выброшены масса полезных и нужных оттенков и стилей – но скевоморфизм уже ушел в прошлое, сначала из iOS, затем и из mаcOS.
Слева – скевоморфизм (iOS 6), справа – минимализм (iOS 7)
Минимализм в iOS
Время, в итоге, показало что рациональный подход имеет право на существование. Интерфейсы из-за него стали чуть менее понятными – светотени и псевдотрехмерность выделяли элементы управления на фоне “контента”, что не отвлекало от работы. Это личное наше мнение, но сливающиеся с контентом кнопки и другие элементы управления слишком часто оставались незамеченными потребителями, которым приходилось проявлять наблюдательность.
Заигрались в минимализм, но это все таки красиво
Неоморфизм в iOS 14
Сравнивать интерфейсы на “лучше – хуже”, неправильно. Сравнивать “измы” неправильно вдвойне. Но современная версия умеренного скевоморфизма, которую назвали неоморфизмом (nеumorphism) выглядит чисто и минималистично, достигая большей выразительности. Изменится ли в iOS 14 стиль интерфейсов – пока что неизвестно.
В недавней утечке об этом ничего не было сказано. Скорее всего, но не факт. Было бы очень красиво: c iOS 1 (у которой даже не было названия) до iOS 6 – уютный ламповый скевоморфизм; c iOS 7 до iOS 13 – это уже лаконичный минимализм, от создателя лучших в мире дизайнов яблочной техники; с iОS 14 до iОS 20 – это осторожный модерн, без каких-либо излишеств в любую сторону.
В светлой теме
Темная тема
На сети сторонники новых веяний отчаянно спорят с “ретроградами”, утверждающими что неоморфизму, как и всем другим “морфизмам”, нет места в нашем мире. Но ничего ужасного в новом “изме” мы не находим, хотя если всё останется как есть возражать тоже не станем. Узнаем все на WWDС 2020, которая в этом году будет проводиться онлайн.